Сюжет большинства серии мультфильма сосредоточен на тщетных попытках Тома поймать мышонка и на увечьях и разрушениях, которые из всего этого следуют. Поскольку в некоторых сериях персонажи довольно мирно уживаются между собой, остаётся непонятным, за что Том постоянно преследует Джерри. Надо признать, что погони доставляют удовольствие им обоим. Можно выделить несколько сюжетных поворотов, приводящих к игре в «кошки-мышки».
Естественный инстинкт (в основном это большинство сюжетов Чака Джонса).
Джерри находит себе защитника (обычно в виде бульдога Спайка) и не без успеха пытается натравить его на Тома.
Тому ставят условие (или он подчиняется Хозяйке, или отправляется на все четыре стороны). Джерри тут как тут, хочет подставить Тома.
Из цирка или зоопарка сбегает крупный зверь, за которого дают такое же крупное вознаграждение, и случайно забредает в садик дома Тома и Джерри. Соответственно, Джерри хочет помочь бедолаге, а Тома интересуют только деньги (зачем они ему нужны, создатели умалчивают).
Серии с мышонком Таффи. Джерри спасает наивного Таффи от преследований Тома.
Серии с Утёнком. Действие развивается по аналогичной схеме.
Кошачья любовь. На пути к возлюбленной Тома весь арсенал препятствий (другие коты, Джерри, бульдог Спайк, Домохозяйка).
Музыкальные серии. Том и Джерри устраивают погони прямо на концерте.
Спортивные серии. Том и Джерри играют во всё подряд. Побеждает обычно дружба.
Когда враги мирятся. Часто это происходит, когда их паритету мешают обстоятельства: приносят в дом троих злющих котят, Спайк озверевает и гоняется за всеми подряд, или Хозяйка выбрасывает Тома на улицу.
Они не поделили тёплое место. Война за гамак едва не привела к Третьей Мировой.
Нужно спасать Тома. Кто кроме Джерри на это способен? Даже если кот и против.
Тому довольно редко удаётся одержать верх над Джерри, в основном из-за превосходства хитрости и ловкости мышонка, но часто из-за собственной глупости Тома. Все серии отличаются изобилием насилия: Джерри распиливает Тома пополам, засовывает хвост кота в вафельницу. Том использует всё: от банальной мышеловки до топоров, пистолетов, винтовок, динамита, чтобы убить мышонка. Но разумеется, мультяшек не так просто убить. Мультфильм-в-мультфильме «Щекотка и Царапка», который мы можем видеть в Симпсонах, является безжалостной пародией на жестокость Тома и Джерри.
Обычно ни Том, ни Джерри не говорят. Но есть редкие исключения, хотя их голоса в основном сведены к крикам боли или нервным сглатываниям. Мимика и жестикуляция чётко отражают чувства и намерения персонажей. Большинство криков и остальных голосовых эффектов являются криками самого Уильяма Ханны, включая знаменитый душераздирающий вопль Тома (для создания особого эффекта начало и конец крика Ханны были вырезаны, звучит лишь самая громкая средняя часть).
Звучащая музыка играет важную роль в мультсериале, подчёркивая действие и придавая эпизоду соответствующие эмоции. Каждому движению персонажей соответствует музыкальный пассаж. Композитор Скотт Брэдли (англ. Scott Bradley) создал сложные партитуры, объединяющие элементы джаза и классической музыки. При этом часто музыка в эпизоде представляла собой переработку популярных в то время мелодий: например, в серии «Mouse Trouble» звучит джазовая композиция «All God’s Children Got Rhythm», а музыка в «Manhattan Mouse» полностью построена на основе песни «Manhattan Serenade».
Джозефу Барбере и Уильяму Ханне удалось привлечь к созданию мультсериала лучших аниматоров. Среди постоянных аниматоров "Тома и Джерри" в течение многих серий были Ирвин Спенс (Irven Spence), любимым его персонажем был кот Том, далее - Кеннет Мьюс (Kenneth Muse), Рэй Паттерсон (Ray Patterson) и Эд Бардж (Ed Barge).
Сценарий к таким сериям как "The Midnight Snack" (1941), "Flirty Birdy" (1945), "Heavenly Puss" (1949) и другим написал сам Джозеф Барбера.
До 1955 года все серии продюсировал Фред Квимби (Fred Quimby), однако, после его ухода из мультипликационного отдела MGM, продюсировать "Тома и Джерри" стали сами Уильям Ханна и Джозеф Барбера. Самый первый мультфильм 1940 года "Puss Gets the Boot" продюсировал Рудольф Айзинг (Rudolf Ising) - один из тогдашних руководителей анимационного отдела MGM.
В 1945 году Том и Джерри впервые появились в кино - в фильме "Anchors Aweigh" вместе с актером Д.Келли Джерри разговаривает и танцует (анимация Рэя Паттерсона и Кеннета Мьюса).
По сериалу в 1992 году был снят полнометражный мультфильм, где к компании Тома и Джерри присоединилась беглянка из дома Робин Старлинг. Полнометражка не вписывалась в стилистику сериала и была встречена публикой довольно прохладно.
Схема мультсериала была положена в основу советского мультсериала «Ну, погоди!».